Уходим в «цифру»: как развитие электронного исполнительного производства повлияло на рынок взыскания
Все больше государственных структур переходит в интернет-пространство. Несколько лет идет активное развитие и цифрового исполнительного производства, которое уже сейчас помогает удаленно взыскивать долги и изучать материалы по делам. На какой стадии сейчас находится суперсервис, и как он влияет на рынок взыскания, разбираемся вместе с Денисом Загребельным, генеральным директором нашего агентства.
― В чем суть цифрового исполнительного производства?
― Главная цель, безусловно, — сделать услуги более доступными и упростить процесс исполнительного производства, в частности, сократить личные контакты, операционные и временные затраты на взаимодействие с ФССП. Иначе говоря, суперсервис представляет собой государственный информационный ресурс, где учитываются исполнительные документы между всеми сторонами исполнительного производства в ходе принудительного исполнения. Таким образом, подача заявлений и выдача на руки исполнительных документов в бумажном виде не предполагается. Процесс полностью переходит в «цифру» — документы подаются, регистрируются и выдаются исключительно в электронном виде, что существенно снижает затраты коллекторских агентств на отправку писем и почтовые услуги.
― Какие возможности есть у взыскателя в рамках цифрового исполнительного производства?
― Их немало, но главное, что коллекторское агентство может дистанционно обратиться к приставу для взыскания с должника задолженности и расходов на совершение исполнительных действий, а также запрашивать расширенную информацию о ходе исполнительного производства.
― А что могут должники?
― Важно понимать, что цифровое исполнительное производство — сервис для всех, поэтому воспользоваться им могут как взыскатели, так и должники. Должник, имея личный кабинет на Госуслугах, может узнать о наличии исполнительного производства и вытекающих из него ограничениях. Здесь же можно сообщать приставу информацию по исполнительному производству направлять документы, ходатайства и подать жалобу на неправомерность действий.
― Как вы лично оцениваете перспективы развития электронного исполнительного производства?
― У нас большие ожидания по поводу внедрения данного сервиса, более того, первые положительные результаты уже заметны. Мы высоко оцениваем его возможности — текущие и будущие, поскольку это важная и своевременная инициатива, в которой давно нуждается рынок. Уже сейчас мы имеем возможность быстро и относительно просто подавать заявления и получать необходимые нам сведения о ходе исполнительного производства в электронном виде. А это, в свою очередь, значительно снижает наши затраты при взаимодействии с судебными приставами. — как временные и трудовые, так и операционные Те же почтовые расходы — немалая статья расходов.
― Какие сейчас есть ограничения или проблемы, которые мешают работе?
― Слабой стороной сервиса является отсутствие возможности повсеместной подачи заявления: далеко не все судебные участки в стране принимают электронные заявления. Но главный минус для взыскателей — невключение банков в эту систему: кредитные организации пока не принимают электронные исполнительные листы, что вновь усложняет процесс. Понадобится еще как минимум год, чтобы система заработала на 100% и в процесс включились все участники процесса.